Этот пост я посвящаю всем, кому интересен буддизм и его символы, всем кто стремится познать этот мир.

Как известно Будда не был ни святым, ни богом, а был простым человеком. Но благодаря своему пытливому уму, он смог понять суть жизни. Он смог увидеть что ум не имеет границ, его не возможно пощупать и просчитать. Так же он осознал, что нет ничего неизменного в этом мире, что все подвержено переменам. Приняв эти истины, Будда достиг просветления и с тех пор стал именоваться Буддой Шакьямуни (просветленный). В конце жизни Будда явил паранирвану, но его учения остались с нами до сих пор.

Обои рабочего стола с Буддой, Тарой и символами буддизма:

Состояние просветления может достигнуть любой человек. Человек, который достигнув просветления не уходит в конце жизни в нирвану, а остается в сансаре, чтобы помогать другим существам, называется Бодхисаттва. Наиболее известный бодхисаттва нашего времени носит имя Авалокитешвары. Второе его имя Ченрезиг, он же Будда Сострадания. Как правило, Бодхисаттва Авалокитешвара изображается четырехруким с телом белого цвета. В одной руке у него цветок лотоса, в другой хрустальные четки. Две другие руки, сложенные у Авалокитешвары на груди, держат драгоценность, исполняющую задуманное. Ченрезиг символизирует сострадание и великую любовь.

 

Будда перед смертью пообещал вернуться в этот мир, в форме гуру Падмасамбхавы, чтобы распространять учение и дальше. И он сдержал обещание, через 8 лет, явившись в образе восьмилетнего мальчика. Гуру Падмасамбхава сыграл важную роль в истории буддизма. Он спрятал множество терма (учений-сокровищ), содержащих предсказания будущего. Эти учения призваны помогать человечеству в нужный период времени. Падмасамбхаву изображают в позе лотоса. В правой руке он держит ваджру, а в левой чашу с нектаром. Его неотъемлимый атрибут — посох и корона.

 

Еще одна известная фигура в буддизме — Будда Медицины, он же Будда Исциления. Его название говорит само за себя — он призван помочь людям побеждать недуги, причем не только физические, но и душевные. Будду Медицины чаще принято изображать синего цвета, так как синий цвет спокойствия и мудрости. Он одет в монашеские одеяния и сидит на львином троне. В одной руке у него чаша с целебным растением, который призван излечить от всех омрачений и болезней. Другая рука покоится на колене,  в мудре защиты и сжимает пальцами стебель того же растения, что в чаше.

 

Не смотря на обилие мужских форм в буддизме, встречаются и женские воплощения Будды. Среди них наиболее важное значение имеют Тары. Богиня Тара является очень почитаемой богиней у буддистов Монголии, Тибета и Бурятии. Считалось что просветления можно достичь лишь в мужском теле, но бодхисаттва Тара,  показала что и в женском теле можно достичь состояния Будды. Это божество имеет 21 форму. Наиболее известные и важные это Белая Тара и Зеленая Тара.

 

Белую Тару легко отличить по белому цвету тела и наличию дополнительных глаз в области ладоней, ступней и на лбу. Она сиволизирует всеведение живых существ и сострадание к ним. Практика Белой Тары способствует продлению жизни и устранению препятствий. Белая Тара изображается в позе лотоса с короной на голове. Правая рука покоится на колене в мудре дарения блага. Левая рука держит цветок лотоса в мудре проповедующего.

 

Зеленая Тара символизирует защиту, отзывчивость ко всем нуждающимся и сострадание. Она оказывает поддержку всем, кто стремится к просветлению. Зеленую Тару изображают в царских одеждах на розовом лотосе. У нее одна нога согнута и находится в состоянии покоя, а другая как бы спускается, что символизирует готовность богини прийти незамедлительно на помощь. Левая рука Зеленой Тары изображается в позе дарования убежища, прямо у сердца, правая же рука сжимает лотос.

 

В символике буддизма важное значение играют и божества окружающие Будду. Так например Авалокитешвара символизирует сострадание, Манджушри — мудрость, а Ваджрапани — могущество всех Будд.  Бодхисаттва Ваджрапани изображается гневным и устрашающим, так как символизирует победу над негативными проявлениями и заблуждениями. Он является защитником от невежества. Изображают Ваджрапани в боевой позе, в правой руке у него ваджра, а в левой лассо, которой он усмиряет демонов. Для него характерен третий глаз и украшение в виде черепов на голове.

 

Символика буддизма не ограничена только изображениями божеств и Будд, присутствуют в ней и сооружения. Так к примеру Ступа Просветления символизирует собой чистую природу ума. Ступа оказывает благотворное влияние на человека, как сама по себе, так и при медитации. Внутрь ступы, при строительстве, закладываются особые реликвии. Это и мощи святых, священные тексты, ритуальные предметы, мантры, молитвы. Человек, проходящий мимо ступы, может пережить вспышку ясности в уме.